На протяжении последних лет в Федеральный закон «О рекламе» внесено немало изменений. Таким образом государство старается защитить потребителя, ведь реклама способна не только ввести в заблуждение, но и причинить вред здоровью. Проанализируем некоторые новшества Закона.

Медицинские услуги


Федеральным законом от 28.06.2014 N 190-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе», вступившим в силу 30.06.2014, после полугодового запрета было разрешено рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.

Напомним, что с 01.01.2014 на рекламу медицинских услуг фактически был введен запрет, поскольку медицинские услуги можно было рекламировать исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Данные изменения из-за правовых коллизий между ч. ч. 7 и 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» потребовали даже нескольких разъяснений ФАС России (письма от 20.01.2014 N АК/1193/14 «О внесении изменении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и от 30.06.2014 N АК/26183/14 «О порядке применения ст. 24 Федерального закона «О рекламе»).

Судебная практика не относит к рекламе медицинских услуг рекламу услуг целителя (Постановление ФАС ЗСО от 25.04.2012 по делу N А70-8308/2011), однако имеются судебные постановления, относящие массаж к простым медицинским услугам (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу N А70-3511/2012).

В связи с этим следует отметить, что в конце прошлого года Госдума отклонила законопроект N 440359-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» по вопросу ограничений распространения негативного влияния деятельности астрологов, гадалок, магов, спиритов, экстрасенсов и иных лиц, осуществляющих аналогичные действия под различными наименованиями (знахарь, колдун, ясновидец, провидец, эксперт, специалист, консультант и другие)».

Кредиты


Согласно ч. 3 ст. 28 Закона N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»), «если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, указывающие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее».

При этом на рекламу реализации товара в рассрочку, предоставляемую продавцом товара, положения ст. 28 Закона N 38-ФЗ не распространяются (письмо ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг»).

Федеральный закон от 29.06.2015 N 175-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.3 КоАП РФ» вступил в силу 11.07.2015. Им вводится административная ответственность кредитных организаций за распространение рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им или погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее.

В настоящее время указанное деяние влечет для должностных лиц штраф в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц — от 300 тыс. до 800 тыс. руб. (ч. 6 ст. 14.3 КоАП РФ).

В письме ФАС России от 02.07.2015 N АД/33032/15 «Об увеличении ответственности за нарушения в рекламе» указывается, что «начиная с 11.07.2015 вводится повышенная административная ответственность кредитных организаций за рекламу услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им или его погашением, а иные лица, не подпадающие под понятие кредитной организации (например, микрофинансовые организации), допустившие нарушение ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 38-ФЗ «О рекламе», будут привлекаться к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ».

О платных телеканалах


С 01.01.2015 согласно изменениям к Закону N 38-ФЗ (Федеральный закон от 21.07.2014 N 270-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона «О рекламе») не допускалась реклама в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

Одной из причин запрета рекламы на так называемых платных (неэфирных или нишевых) каналах было то, что они получают денежные средства от своих абонентов (подписчиков) и, следовательно, не вправе получать также денежные средства от показа рекламы.

Из-за этих изменений, получивших широкий общественный резонанс (отсутствовало даже определение платного канала), из-за обращения руководителей платных телеканалов к Президенту РФ с открытым письмом Закон N 270-ФЗ о запрете рекламы на платных каналах, принятый Госдумой РФ в ускоренном порядке, был существенно изменен: Федеральный закон от 03.02.2015 N 5-ФЗ допустил распространение рекламы в телепрограммах и телепередачах по таким телеканалам при условии распространения ими не менее 75% национальной продукции СМИ.

К ней относится продукция на русском языке или других языках народов России либо на иностранном языке (если данная продукция предназначена для российского СМИ), произведенная россиянами и (или) зарегистрированными на территории РФ организациями и (или) по заказу российского СМИ. Российские инвестиции в ее производство при этом должны составлять не менее 50%.

Национальной признается также продукция СМИ, созданного в соответствии с международными договорами России.

Федеральным законом от 04.11.2014 N 338-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе», вступившим в силу 25.05.2015, уточнены положения о запрете на превышение звука рекламы над звуком теле- и радиопередач.

Установлено, что рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании утверждает Минкомсвязь России, а методики измерения уровня громкости звука рекламы в теле-, радиопрограммах и передачах — ФАС России.

ФАС России, куда поступает множество жалоб от раздраженных телезрителей, поручено выявлять превышение уровня громкости рекламы над средним уровнем громкости передачи (программы), прерываемой такой рекламой. Ранее предусматривалось, что параметры соотношения уровней звука рекламы и теле-, радиопрограммы или передачи определяются согласно требованиям технического регламента, который так и не был разработан и утвержден в течение длительного времени.

Пиво, вино и шампанское


Одним из скандальных законов в области рекламы в 2014 году был Федеральный закон от 21.07.2014 N 235-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О рекламе», которым предусматривается, что в срок до 01.01.2019 в периодических печатных изданиях разрешено размещать рекламу пива и изготавливаемых на его основе напитков. При этом она не должна публиковаться на первых и последних полосах газет, страницах и обложках журналов.

В период официальных спортивных мероприятий можно размещать, распространять рекламу средств индивидуализации юрлица — производителя пива в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или название организации, если размещение, распространение рекламы совершаются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений.

Также допускается реклама пива (изготавливаемых на его основе напитков) во время трансляции в прямом эфире или в записи соревнований (в том числе матчей, игр, боев, гонок), а также на телеканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

В соответствии с ч. 6 ст. 40 Закона N 38-ФЗ Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливаются требования к рекламе, особенности размещения, распространения рекламы в период подготовки и проведения в РФ этих спортивных соревнований.

Данные законодательные изменения продиктованы обязательствами РФ, которые она взяла на себя во время кампании по привлечению чемпионата мира по футболу 2018 года в России, а также общемировой практикой спонсирования профессиональных спортивных мероприятий пивоваренными компаниями.

По данным экспертов, объемы спонсорских вложений пивоваренных компаний в поддержку профессионального спорта в России до 2004 года (когда в России рекламу пива убрали из утреннего и вечернего телеэфиров, а также со стадионов) составляли десятки миллионов долларов в год. В целях поддержки отечественных виноделов в сложной экономической ситуации был принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 490-ФЗ, согласно которому с 01.01.2015 реклама отечественного вина и шампанского разрешена на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

Также допускаются размещение, распространение рекламы вина и шампанского в теле- и радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23:00 до 07:00 час. по местному времени.

Наружная реклама


Федеральный закон от 08.03.2015 N 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» ввел запрет на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр памятников истории и культуры, а также на их территориях.

Теперь возможно размещать только информацию о проводимых на таких объектах и их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятиях, а также разрешено указывать спонсоров этих мероприятий, но при условии, что такому упоминанию отведено не более 10% рекламной площади (пространства).

Запрет на наружную рекламу не касается территорий достопримечательных мест, однако требования к ее распространению в таких местах устанавливают уполномоченные органы власти (федерального или регионального уровня в зависимости от значения объекта), которым также принадлежит право ограничивать (запрещать) наружную рекламу на таких территориях.

Отметим, что судебных споров по размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия федерального и регионального значения достаточно (Постановления ФАС СЗО от 16.01.2009 по делу N А56-16674/2008, ФАС ЗСО от 20.07.2011 по делу N А45-19710/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А40-131018/2011).

Ввиду продолжающегося наведения порядка в области наружной рекламы принят Закон г. Москвы от 08.07.2015 N 46 «О внесении изменений в Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», которым введена административная ответственность за несанкционированное размещение в том числе информационных и рекламных материалов в наземном городском транспорте, в вагонах поездов метро и ММТС, а также на объектах инфраструктуры городского транспорта (остановках, дорожных знаках, информационных табло и т.п.).

Что предлагают


Рекламный рынок в последнее время напоминает лодку, постоянно раскачиваемую из стороны в сторону, о чем свидетельствуют перечисленные изменения законодательства (запрет и возврат рекламы медицинских услуг, пива, рекламы на платных телеканалах).

В ближайшем будущем предлагается запретить размещение рекламы пищевых продуктов с высоким содержанием жиров, сахара и соли (фастфуда) в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 час. по местному времени, которая при этом не должна побуждать к отказу от здорового питания. За нарушение таких требований юридическим лицам будет грозить штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Одним из законопроектов предусматривается указание на рекламной конструкции принадлежности ее иностранному агенту, в противном случае может быть принято решение об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию этой конструкции.

Предлагается также вообще установить запрет на рекламу услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа). Авторы этого законопроекта считают, что широкая реклама потребительских кредитов посредством наружной рекламы, телевизионного и радиовещания, СМС-рассылок, объявлений приобрела характер массовой социальной провокации.

За нарушение предлагаемого запрета планируется ввести штрафы для граждан в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для ИП — от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн. руб., при этом дополнительно предполагается конфисковывать у нарушителей рекламную продукцию и оборудование, используемое для ее изготовления