В связи с недавними событиями туристического бизнеса мы предлагаем ознакомиться со статьей, которая посвящена ситуации когда туроператор получив денежные средства за туристический продукт оказался не способным выполнить свои обязательства, поскольку тот является банкротом.

Возместить убытки при банкротстве туроператора можно двумя способами.


1. Обращение туристов в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору, за выплатой страхового возмещения

Процедуре банкротства предшествует стадия объявления о приостановке деятельности в связи с невозможностью исполнения обязательств. На данном этапе обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию (ст. 17.1 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).

Для заявления требований о выплате страхового возмещения рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору, с письменным требованием о выплате страхового возмещения.

В требовании о выплате страхового возмещения необходимо указать (абз. 2 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ):

1) Ф.И.О. туриста, заключившего договор, а также его контактные данные (почтовый и электронный адреса, телефон);

2) дату выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;

3) номер договора о реализации туристского продукта, дату его заключения, а также даты начала и окончания тура;

4) наименования туроператора и турагента (если договор заключался с турагентом);

5) информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о неоказании услуг по перевозке или размещению или о наличии недостатков по данным услугам;

6) размер реального ущерба, включая расходы по эвакуации;

7) банковские реквизиты для перечисления средств возмещения.

Примечание. Форму требования (заявление) о выплате страхового возмещения можно скачать на сайте Ростуризма.

К требованию необходимо приложить следующие документы (абз. 12 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ):

1) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

2) копию договора о реализации туристского продукта, включая все приложения и дополнительные соглашения к нему;

3) документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

4) копию документа, свидетельствующего об отказе туроператора добровольно удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом, и (или) копию судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба по иску, предъявленному туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.

Шаг 2. Получите страховое возмещение.

Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование о выплате страхового возмещения не позднее 30 календарных дней после дня получения вышеуказанного требования (абз. 20 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ).

Выплата страхового возмещения или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ (абз. 9 ст. 17.4 Закона N 132-ФЗ; ст. ст. 15, 151, 1099 — 1101 ГК РФ; ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

2. Заявление требований к туроператору при начале процедуры банкротства

Процедура банкротства туроператора осуществляется по общим правилам законодательства о банкротстве. Для заявления требований туроператору рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Узнайте о введении процедуры банкротства в отношении должника (туроператора).

Сведения о начале банкротства и введении стадии наблюдения размещаются на официальном сайте газеты «Коммерсантъ» (Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).

В сообщении указываются в том числе сведения об арбитражном суде, в производстве которого находится дело о банкротстве, номер дела, дата введения процедуры банкротства, Ф.И.О. и адрес временного управляющего.

Шаг 2. Подготовьте заявление о включении ваших требований в реестр требований кредиторов должника (туроператора) (п. 1 ст. 71 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

К заявлению о включении ваших требований в реестр требований кредиторов необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших требований, в связи с чем рекомендуется прикладывать к заявлению документы, предусмотренные для требования о выплате страхового возмещения.

За рассмотрение арбитражным судом заявлений кредиторов о включении требований в реестр требований кредиторов должника уплата госпошлины не предусмотрена (ст. 333.21 НК РФ).

Вы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (п. 1 ст. 71 Закона N 127-ФЗ).

Требования, предъявленные по истечении 30 дней, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения (п. 7 ст. 71 Закона N 127-ФЗ).

Шаг 3. Направьте указанное требование с приложением необходимых документов в арбитражный суд, должнику и временному управляющему.

Документы в адрес должника и временного управляющего можно направить по почте заказным письмом с уведомлением.

Документы в арбитражный суд можно подать лично либо направить по почте заказным письмом с уведомлением. При этом к экземпляру суда необходимо приложить квитанции об отправке документов в адрес должника и временного управляющего, поскольку в противном случае заявление может быть оставлено судом без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ).

Шаг 4. Примите участие в судебном заседании и получите определение арбитражного суда.

Ваше требование включается в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда (п. 1 ст. 71 Закона N 127-ФЗ).

Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, стоимость которой в зависимости от сложности дела, суммы иска и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде может потребоваться нотариальная доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 7 ст. 61 АПК РФ).

При удовлетворении иска суд по вашему ходатайству может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ч. 1, 2 ст. 110 АПК РФ).

Шаг 5. Дождитесь удовлетворения ваших требований.

Требования туристов (о возврате денег, взыскании убытков и пр.) удовлетворяются в общем порядке в составе всех остальных кредиторов третьей очереди, в том числе контрагентов туроператора, отелей, авиакомпаний, банков (п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ).